Размер шрифта:
Цвет:
Изображения:
Кернинг:
Интервал:
На главную Контактная информация Поиск по сайту Карта сайта
Версия для слабовидящих

 

Приём граждан:

+7 (8652) 35-52-54

 

Приёмная директора:

+7 (8652) 35-52-51

 

Эмблема Государственного архива Ставропольского края

 

 

  

  

 

 

Архивный калейдоскоп 

 

 

 

Версия для печати

Статья в газете "Вечерний Ставрополь" от 21.01.2020 года об освобождении Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков

23.01.2020

Немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Ставропольского (в то время Орджоникидзевского) края 2 августа 1942 года с севера, со стороны Сальских степей. Регион заранее готовился к такому развитию событий. Как свидетельствуют архивные документы, из «Центра» поступали указания об эвакуации скота, машинно-тракторного парка за Терек. Большое количество тракторов удалось доставить в районы Кизлярского округа, но из-за невозможности снабдить их горючими и смазочными материалами, техника была оставлена в бурунах.

За пределы края было вывезено 88 тысяч тонн хлеба, 10 800 тонн шерсти, в том числе из Невинномысской шерстомойки – 7 300 тонн шерсти и кож - 712 тысяч штук. Всего из Орджоникидзевского края, Ростовской области и Калмыкии было эвакуировано 2 240 тысяч голов скота: крупного рогатого скота – 670 тысяч голов, 180 тысяч лошадей, 1 390 тысяч овец.

В ноябре 1941 года в связи с военной обстановкой исполкома краевого совета депутатов трудящихся под председательством В. Шадрина было принято решение отобрать некоторые экспонаты, имеющиеся в краеведческом музее «в большом количестве экземпляров», и сдать их в фонд обороны страны: «ружей старых - 14 штук, кинжалов – 97, разных штыков – 16, шерстяных изделий (платки, шарфы, носки, чулки) – 18, мотков разной шерсти – 29, трикотажных носков – 3 и другое. Из подлежащего к сдаче имущества, предполагалось выдать Ворошиловскому истребительному батальону: сёдел – 4 штуки, кинжалов – 30, шашки – 24, ножен – 3, машинок для выделывания пистонов и литья пуль – 3 штуки, разных штыков – 10».

Была проведена значительная работа по эвакуации раненых. Госпитали, расположенные в городах и селах прилегающих к Ворошиловской железной дороге были эвакуированы полностью.

В 1942 году с территории Северного Кавказа происходила эвакуация детских учреждений. Как говорится в архивных документах, в республики Средней Азии, Казахскую ССР и Сибирь из Ростовской области, Краснодарского и Орджоникидзевского краев, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР последовало 98 детских домов численностью в 13 356 человек. Из Орджоникидзевского края в целом из 36 детских домов и 7 специальных школ было эвакуировано – 26 детских домов, один детский приемник и 4 специальные школы. Из Ворошиловского детского дома было эвакуировано 55 человек в город Фрунзе (ныне город Бишкек).

3 августа 1942 года город Ворошиловск (так с 1935 по 1943 годы назывался Ставрополь) в течение всего дня немцы подвергали бомбежке с воздуха, совершив 12 налетов группами по 9-18 самолетов. Позже около города появилось несколько десятков танков и мотопехоты противника. После продолжительных боев, к 9 часам немцы полностью оккупировали Ворошиловск.

Оккупанты пришли в регион, известный своими богатыми сельскохозяйственными ресурсами. Как следует из докладной записки Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба: «До оккупации немцами Ставропольский край имел высокоразвитое сельское хозяйство. Посевные площади в 1941 году составляли 3 314 932 га. В колхозах, совхозах и подсобных хозяйствах предприятий и организаций насчитывалось 287,1 тыс. лошадей, 447,8 тысяч голов крупного рогатого скота, 2871,8 тыс. овец и коз, 209,9 тыс. свиней. Свыше 10% колхозов являлись миллионерами, их хозяйства были вооружены мощной современной техникой».

В период оккупации немецко-фашистские захватчики ставили цель «экономического и политического закрепощения народов Северного Кавказа и превращение его в колонию германского империализма», поэтому решили использовать для этого в качестве своего идеологического оружия систему образования. Предполагалось, что «преподавание в школе должно быть проникнуто духом уважения к германской армии-избавительнице и благодарности освободителю-фюреру Гитлеру». Школа должна была содействовать онемечиванию советских ребят и стать местом для фашистской пропаганды. Из детей школа должна была воспитать покорных рабов, вытравить патриотический дух, советское сознание и свободолюбие. Твердо установленной школьной системы у фашистов не было. Многое зависело от немецких пособников из учительской среды. Начальные школы везде были 4-х классные. Средние школы в большинстве случаев носили названия гимназий, а неполные средние стали либо «вышеначальными» школами, либо семилетками.

По приказу немецких комендантов было введено преподавание немецкого языка с первого класса, но многие школьники предпочитали идти работать. В свою очередь родители, дети которых работали на уборке урожая или ремонте дорог, освобождались от штрафов за непосещение немецкой школы.

Оккупанты ввели высокую плату за обучение - до 50-80 рублей в месяц в старших классах гимназии и 20-30 рублей в месяц с ученика в начальных классах. В отдельных школах занятия начались с 18 сентября. Большинство же открылись только в ноябре. Но были даже такие, что приступили к урокам с 21 декабря. Занятия были не регулярные, так как отсутствовало топливо и помещениям требовался ремонт. Что касалось школьной программы, то планы разрабатывались наемными учителями под контролем служащих немецких комендатур в нескольких городах края: Ворошиловске, Пятигорске, Кисловодске, Микоян-Шахаре.

«Забота» об образовании детей на оккупированной территории чудовищным образом сочеталась карательными методами воздействия. При массовых расстрелах, рассчитанных на запугивание народа, в крае фашисты не щадили никого. Так, в Ставрополе было расстреляно свыше 100 детей школьного возраста, в Георгиевске – 117, в Ессентуках только из средней школы №2 – 17 учеников. Подростки по-своему боролись с оккупационным режимом. В Ставрополе и Георгиевске на дверях школ систематически появлялись надписи «Сталин». Повсеместно школьники обращались с призывом уничтожения учебников по немецкому языку, срывали занятия.

В начале января 1943 года Красная Армия на Северном Кавказе перешла в наступление и начала быстро освобождать территорию от немецко-фашистских захватчиков. 12 января 1943 года решением Президиума Верховного Совета СССР город Ворошиловск был переименован в Ставрополь, а Орджоникидзевский край в Ставропольский.

21 января 1943 года 347-я стрелковая дивизия 44-й армии под командованием полковника Н. Селиверстова освободила от немецко-фашистских захватчиков город Ставрополь.

Великая Отечественная война нанесла большой урон народному хозяйству страны. Как следует из архивных документов, в 1946 году на Ставрополье из 906 предприятий работали лишь 723, многие из них не были полностью восстановлены, в том числе, такие крупные как завод «Красный металлист». В Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске и других городах стояли в руинах жилые дома, здания учреждений и общественных организаций. В Ставрополе ощущалась нехватка питьевой воды – около одной трети водоразборных колонок бездействовали.

В феврале 1946 года было принято постановление центра «О мерах по подъему сельского хозяйства, подготовке и проведению весеннего сева в 1946 году в колхозах и совхозах Ставропольского края». Ставилась задача восстановления сельского хозяйства, расширения производства зерновых культур. Предусматривалось выделить краю - 910 тракторов, 400 комбайнов, 128 грузовых машин, станки, оборудование для ремонтных заводов и мастерских.

После отступления немецко-фашистских захватчиков практически все школы, детские дома, библиотеки, избы-читальни, клубы были разрушены или находились в плачевном состоянии. От отделов народного образования и в первую очередь от крайоно требовалось восстановление учреждений народного образования и ликвидация последствий немецко-фашистской оккупации.

Многие родители откликнулись на призыв школ помочь очистить и отремонтировать школьные здания. Родители учащихся средней школы №4 Куролесова, Велявская и другие мыли полы, окна, двери, родители СШ №7 Лаврова, Иванова, Маслюкова и другие не только помогли в уборке и ремонте школ, но и принесли из дома столы и стулья, за свои средства отремонтировали мебель и вывезли мусор со школьного двора. Школьники Ставрополья в благодарность Красной Армии за освобождение собрали на постройку авиа-звена «Пионер Ставрополья» - 290 000 рублей, и на строительство танковой колонны «Ставропольский колхозник» около 400 тысяч рублей. Жители нашего края, как могли, приближали день Великой Победы.

 

Ведущий архивист отдела публикации документов

Ольга Запорожцева

"Вечерний Ставрополь" №10 от 21 января 2020 года.

  • Ставрополь. Гостиница №1 (вид со двора). 26 апреля 1943 года. ГАСК. Ф.Р-1059, оп.1, д. 20, л. 53.

    Ставрополь. Гостиница №1 (вид со двора). 26 апреля 1943 года. ГАСК. Ф.Р-1059, оп.1, д. 20, л. 53.

  • Ставрополь. Мельуправление. 5 марта 1943 года. ГАСК. Ф.Р-1059, оп.1, д. 20, л. 58.

    Ставрополь. Мельуправление. 5 марта 1943 года. ГАСК. Ф.Р-1059, оп.1, д. 20, л. 58.

  • Ставрополь. Мясокомбинат. 10 марта 1943 года. ГАСК. Ф.Р-1059, оп.1, д. 20, л. 6.

    Ставрополь. Мясокомбинат. 10 марта 1943 года. ГАСК. Ф.Р-1059, оп.1, д. 20, л. 6.

  • Ставрополь. Радио-узел. 1943 год. ГАСК. Ф.Р-1059, оп.1, д. 20, л. 4.

    Ставрополь. Радио-узел. 1943 год. ГАСК. Ф.Р-1059, оп.1, д. 20, л. 4.

  • Ставрополь. Швейная фабрика. 21 марта 1943 года. ГАСК. Ф.Р-1059, оп.1, д. 20, л. 10.

    Ставрополь. Швейная фабрика. 21 марта 1943 года. ГАСК. Ф.Р-1059, оп.1, д. 20, л. 10.

  • Комитет Ставропольского края по делам архивов
  • Портал государственных услуг Ставропольского края
  • Портал государственных услуг РФ
  • Влиятельные люди
  • Наука.рф
Закрыть