Размер шрифта:
Цвет:
Изображения:
Кернинг:
Интервал:
На главную Контактная информация Поиск по сайту Карта сайта
Версия для слабовидящих

 

Приём граждан:

+7 (8652) 35-52-54

 

Приёмная директора:

+7 (8652) 35-52-51

 

Эмблема Государственного архива Ставропольского края
/

 

 

  

  

 

 

Архивный калейдоскоп 

 

 

 

Версия для печати

«Родного города черты»

«Родного города черты»

«Родного города черты»

 

Историко-документальная выставка «Родного города черты», подготовленная комитетом Ставропольского края по делам архивов и государственным архивом

Ставропольского края, приурочена ко Дню края и Дню города Ставрополя, посвящена истории становления и развития города Ставрополя с конца XVIII века

до настоящего времени.

Уникальность данного выставочного проекта состоит в том, что посетителям выставки на сайте государственного архива Ставропольского края предложено

совершить небольшую прогулку по старому Ставрополю, которая позволит познакомиться с историей города и окунуться в атмосферу дореволюционного времени.

24 апреля 1777 года Екатериной II был утвержден доклад князя Потемкина «Об учреждении линии от Моздока до Азова». Согласно Указу от 8 мая того же года на
строительство Азово-Моздокской укрепленной линии выделены денежные средства.

Ставропольская крепость являлась одной из значительных крепостей Азово-Моздокской укрепленной линии и была построена по всем правилам военной техники того времени.
Необходимо отметить, что одновременно с крепостью
строилась полковая церковь Таганрогского полка. Уже к 1785 году Ставропольская крепость получает статус уездного города.
После преобразования Кавказской губернии в Кавказскую область город
Ставрополь становится областным центром.

В 1824 году из Георгиевска в Ставрополь были переведены областные присутственные места. Здание, в котором расположилось государственное учреждение,
строилось за счет средств, выделенных известным купцом И.Ю. Волобуевым. В 1847 году город Ставрополь получил статус губернского.

В 1847 году принято решение о строительстве собора Казанской иконы Божией Матери на самой высокой точке Ставрополя, которому был присвоен статус кафедрального.

На протяжении XIX века город развивался и рос. Уже в 1880 году численность губернского города превышала более 26 тысяч человек.

Благодаря усилиям чиновников, таких как, генерал-губернатора Н.С. Завадовского, генерала П.Х. Граббе, гражданского губернатора В.А. Волоцкого, купцов, горожан и других, город приобретал
свои особенности и характерные черты. Ставрополь был удостоен посещения известных писателей, государственных деятелей и монарших особ.

         Сегодня Ставрополь культурный, деловой и промышленный центр края,  чистый, ухоженный и утопающий в зелени. Является один из крупнейших городов 
Северного Кавказа и Северо-Кавказского федерального округа. 
 

 

 

 

 

 

 

 

На Ставрополье первая почтовая станция появилась в 1798 году. Одна из первых почтовых станций, появившаяся в городе Ставрополе в 1810 году, располагалась на Воронцовкой улице (Почтовой, ныне проспект Октябрьской революции). В 1830 Ставрополь стал резиденцией 8-ого округа Почтового инспекторства, включавшего территорию юга России и Закавказья, позже появилось почтовое управление.

 

На Ставропольской почтовой станции все письма или посылки должны были проходить регистрацию в реестрах, в случае нарушений взыскивались затраченные расходы на пересылку с почтальона, который допустил отправку. Каждый почтальон во время перевозки почты имел при себе оружие в качестве мушкета или сабли. Устанавливались правила ведения ежемесячных ведомостей прихода и расхода денег почтовыми станциями и использования медной монеты, которую предлагалось применять в расходах на жалованье.

Николаевский проспект, на котором располагались основные значимые места города, несколько раз менял свое наименование. Изначально он назывался Первой Мещанской улицей, затем - Большой Черкасской. В 1851 году по инициативе Ставропольского генерал-губернатора Н.С. Завадовского она была переименована в Николаевский проспект, в честь императора Николая I, посетившего город в 1837 году.

Во второй половине 70-х гг. XIX века в Ставрополе продолжилось мощение улиц и проулков. В 1897 году в Ставрополе велись строительные работы по благоустройству мостовых: производились работы у Тифлисских ворот, железнодорожного вокзала, на Михайловской улице и в саду Алафузова. Мощение этих улиц велось камнем разного качества: от местного камня до кубанского булыжника, что приводило к нарушению правил укладки мостовых, вследствие чего через несколько лет использования образовывались ямы и провалы в дорожном полотне. В 1810 году Александром I издан Указ о принятии мер по развитию и увеличению насаждений тутовых деревьев в садах города Ставрополя. В 1838 году на месте небольшого лесного участка у южных бастионов ставропольской крепости решено устроить городской бульвар, для чего в Ставрополь из Прикубанских станиц было привезено 500 липовых деревьев. Озеленением и уходом за городскими садами, бульваром, парком и питомника плодовых деревьев Ставрополя занимался городской садовник, назначаемый Городской Управой. В 1908 году на службе в качестве городского садовника находился австрийско - подданный Борис Новак, который 11 августа 1909 года был удостоен награды в виде удостоверения и шейной золотой медали на Александровской ленте за вклад в озеленение города.

 

Прогуливаясь по Николаевскому проспекту можно было встретить аптеки и аптечные магазины, в которых имелись медицинские препараты и даже лотереи, предназначенные для продажи. В 1904 году главным врачебным инспектором представлен проект аптекарского устава, который включал в себя общие правила о торговле врачебными средствами, как в аптеке, так и за ее пределами. Согласно проекту вольным (частным) аптекам присваивались разряды.

Городская полиция изначально размещалась вместе с Присутственными местами. Строительство полицейского дома началось в апреле 1836. В середине 1840-х городская полиция состояла из полицмейстера, который назначался и увольнялся начальником управления губернии, пристава следственных и уголовных дел, частных приставов двух частей города и городовых.

Кроме того, в ведении полицейского управления являлось обнародование указов, манифестов, законов, применение чрезвычайных мер к исполнению законов. Полиция занималась розыскным делом, патрулирование ярмарок, улиц и площадей, организацией дневного и ночного караула.

С 1867 года вместе с городской полицией действовало полицейское управление со штатом, который состоял из полицмейстера, его помощника, четырех частных приставов, по числу частей, на которые разделен город, их помощников и секретаря. Подведомственными управлению чиновниками в городе являлись приставы, их помощники, полицейские надзиратели.

         Для надзора за порядком в городе и быстрого реагирования на случай правонарушений построены специальные полицейские будки.

Ставрополь с запада, севера и юга окружен лесами, в которых до 70-х годов XIX века водились кабаны, медведи, рыси и другие животные. Обилие зверя и птицы (перепелов, куропаток) способствовало развитию охоты. Почти каждый чиновник являлся охотником, имел хороших собак. В 1893 году создано общество любителей охоты. Так, среди целей создания общества являлось изучение местной дичи и надзор за соблюдением правил охоты.

 

Охотнику запрещалось охотиться круглогодично на дичь и зверей. Каждый охотник получал охотничье свидетельство.

Особый интерес гостей и жителей города вызывали Ставропольские конные скачки. Первые скачки в Ставрополе прошли 14 июня 1850 года во время традиционной Троицкой ярмарки. На них состязались 37 лошадей, среди которых были скакуны ногайской, кабардинской, туркменской, донской, караногайской и крымской пород.

Скаковой круг, галереи для судей, почетных и частных посетителей возведены на собственные деньги мастером Вальтером Рейнгольдом, которому устроители пообещали вознаграждение от сбора средств во время скачек. По правилам дистанция составляла шесть верст (1 верста – 1,0665 км) с перескачкой. Ипподромы располагались в районе села Надежды и на западном выгоне Ставрополя, позже названном Осетинской поляной (ныне район Ставропольской краевой клинической больницы).

По инициативе титулярного советника Ивана Андреевича Манжос-Белого 05 мая 1893 году создано Ставропольское общество любителей велосипедного спорта. Главной целью вновь создаваемого общества - содействие в приобретении велосипедов, организация поездок и велогонок, обучение езде.

Большинство велосипедов привозилось из-за границы, чаще всего из Франции. Поскольку в те годы велосипед стоил около 300 – 400 рублей, доступен он был лишь аристократии, промышленникам и богатым купцам. В 1892 году в Москве вышел иллюстрированный каталог велосипедов английской компании Рудж Ковентри, которые можно было купить по всей России, в том числе и в городе Ставрополе.

 

В Ставрополе также как и в других городах, где имелись велосипеды, каждый велосипедист обязан был соблюдать правила езды по городу. Согласно этим правилам налагался запрет передвижения на велосипеде по бульварам, тротуарам, а также по городскому саду.

 

 

К концу XIX века в Ставрополе имелась развитая сеть гостиниц и постоялых дворов, которые отвечали всем требованиям гостей города: «Москва», «Центральная», «Европа», «Бристоль», «Лондон», «Россия» и другие.

Кроме того, открывались постоялые дворы и содержались не только купеческим сословием, среди их владельцев были лица из мещанского и крестьянского сословия. Так, в 1908 году крестьянин Григорий Украинцев подавал прошение об открытии им постоялого двора на Николаевском проспекте.

 

По Николаевскому проспекту располагались трактиры и харчевни, например, где можно было пообедать по умеренным ценам: «Царьград», «Севастополь», «Россия» и др.

Ярмарки в городе проводились три раза в год: Троицкая проводилась с 1797 года в день св. Троицы, Ивановская-12 октября и весенняя – 9 марта.

Торговлей занимались купцы, мещане, государственные крестьяне и казаки. На ярмарки везли зерно, кожу, шерсть, пряжу, живую и копченую птицу, поваренную соль, соленых перепелок и фазанов, жбаны с медом диких пчел, фляги с маслом и много другое. 
С конца XIX века на рынках появились капитальные торговые лавки и ряды. На рынках они разделялись на овощные, мясные, рыбные, молочные, хлебные, фруктовые.

 

Торговля на ярмарках осуществлялась по строго установленным правилам и таксам. Городские власти регулярно осуществляли контроль санитарного состояния площадей, на которых проводились ярмарки

Местные дворяне и купцы давали роскошные музыкально-танцевальные вечера, балы и обеды. Организаторы вечеров обязывались назначить лиц, которые возьмут ответственность за соблюдение охраны порядка. Получить разрешение на проведение вечера можно было, подав прошение Ставропольскому городскому голове, при этом обязательным условием являлось предоставление списка лиц, обязующихся наблюдать за порядком на время проведения вечера.

В 1875 году закончилось строительство Ростово-Владикавказской железной дороги. Ставрополь оказался далеко в стороне от железнодорожной магистрали. Благодаря инициативным гражданам города, после долгих хлопот, когда в 1893 году было выбрано место для постройки станции «Ставрополь» началось строительство линии. В 1895 году в ходе ее строительства неоднократно разгорались споры о взыскании жителями города со Ставропольской городской управы долга за отчуждение земель, расположенных по линии железнодорожных путей. Кроме того, решался вопрос об источниках водоснабжении станции. Вскоре было принято решение об использовании артезианского колодца, расположенного в нижней части города за Ярмарочной площадью. В 1897 году к перрону железнодорожной станции «Ставрополь» пришел первый поезд. Все поезда ходили строго по расписанию. Вместе с пассажирскими поездами на вокзал прибывали и товарные составы. Особым спросом пользовалась перевозка пшеницы. Не случайно эту ветку называли «хлебной дорожкой». С появлением нового вида транспорта возникала опасность нахождения на железнодорожных путях. В 1910 году отделением полиции города Ставрополя было подано объявление о запрещении нахождения и хождения по железнодорожным путям.

На ярмарках в продаже можно было встретить фабричную и заводскую продукцию, изготовленную в Ставрополе. Во второй половине XIX века развивалось кожевенное, свечное, мыловаренное, клееваренное, саловаренное, табачное производство. Далеко за пределами Ставропольской губернии славилась продукция пивоваренных заводов Ставрополя. Среди них была продукция завода В. Салиса, выпускаемая с 1890 года. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Комитет Ставропольского края по делам архивов
  • Портал государственных услуг Ставропольского края
  • Портал государственных услуг РФ
  • Влиятельные люди
  • Наука.рф